История организации


Продолжая традиции…

Воронежский Союз художников — один из старейших в нашей стране. В 1934 году он стал преемником Союза художников ЦЧО, который был образован 13 декабря 1933 года в Воронеже. Со дня основания Союза художников воронежские мастера изобразительного искусства принимали активное участие в становлении и развитии отечественной культуры. Все выставки, проводимые Союзом художников России: всероссийские, зональные, — проходят с участием воронежских художников.

Творчество воронежских художников нашло признание со стороны государства и правительства.

Удостоен высокого звания «Народный художник России» М.И.Лихачев,

«Заслуженный деятель искусств России» и «Народный художник России» И.П. Дикунов.

Заслуженные деятели искусств России А.Е.Смирнов и Э.Н. Пак

Заслуженными художниками России — М.Ф. Ахунов, А.В. Богачев, В.М.Богачева, Ю.Ф. Внодченко, Н.Б. Василенко, Н.И. Гапонова, И.П. Дикунов, В.Т. Дмитриенко, А.Н. Ечеин, А.С. Золотых, А.Н. Лавров, Е.Л. Луценко, В.Т. Лосев, Е.Д. Щеглов, Э.Н. Пак, В.А. Пресняков, А.Е. Смирнов, Ю.В. Утенков, З.П. Суворкова, Ю.П. Санин, Ю.Д. Астапченко, В.Е. Шпаковский

Звания Заслуженные работники культуры получили В.П. Криворучко, П.Д. Пономарев, Г.Г. Грищенко, Э.Г. Плотников, В.Н. Петрихин, С.П. Гулевский. Т С. Попенкова.

Лауреатами Государственной премии являются И.П. Дикунов, В.Д. Клепинин, Е.Д. Луценко, Э.Н. Пак.

В Областную книгу почетных граждан внесено имя Ф.К. Сушкова, в Городскую книгу почетных граждан – имена В.П. Криворучко и П.Д.Пономарева. Имеют звания Лауреатов премий имени Василия Кубанева К.Н. Успенская, имени А.В. Кольцова – А.С. Золотых и А.В. Лосев, имени К.С. Станиславского – Н.И. Гапонова и Е.П. Луценко, имени Преподобного Сергия игумена Радонежского – В.П.Криворучко.

В 2001 году действительным членом Международной академии наук педагогического образования стал В.Е. Шпаковский.

В 2013 году членами-корреспондентами Российской Академии художеств стали

Ю.Д. Астапченко, С.П. Гулевский, А.Н. Лавров, И.Е. Токарева.

Воронежские художники работают в учебных заведениях города Воронежа:

в Детской художественной школе — А.Е. Смирнов, Г.Г. Грищенко, В.Д. Фефелов,

Г.М. Дмитриева, Н.А.Трунова, В.П. Бессмертных;

в Художественном училище — С.П. Гулевский, Ю.Д. Астапченко, В.М. Богачева,

О.В. Дмитриенко, А.В. Горлищев, В.В. Гончаров, И.А. Гончарова, Ю.В. Гулевская,

Е.В. Зверева, А.С. Золотых, А.Н. Лавров, Т.М. Астапченко, А.В. Лосев, Е.Д. Щеглов,

Д.В. Савинков, М.Н. Мельников, И.Е. Токарева.

в Государственной академии искусств — В.М. Богачева, В.Е. Шпаковский, Ю.В. Утенков, И.В. Александров, Е.А. Кострюков.

в Государственном педагогическом университете — А.Д. Герасимова, А.Н. Ечеин, М.А. Кривцова, М.И. Дикунов.

Обращая взгляд в прошлое, мы с чувством особой гордости можем сказать, что Воронежский край богат талантливыми художниками, прославившими историю отечественного искусства.

Высокого звания «Академик живописи» удостоены художники Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, А. Н. Новоскольцев, П. Н. Орлов, А.П. Рябушкин, А. В. Куприн, И.И. Машков, Н.Ф. Петров, П.Д. Шмаров, В.Ф. Рындин. Свой след в истории искусства оставили наши именитые земляки М.Л. Щербатов, А.А. Бучкури, В. И. Епифанова, Е.А. Киселева, М. С. Федоров.

Видными мастерами живописи Америки стали отец и сыновья Сойеры. Национальным художником Норвегии был признан наш земляк А.Д. Пискунов.

В различное время в Воронежский край приезжали корифеи русского искусства В. Л. Боровиковский, A.M. Васнецов, И. Е Репин. В.М. Добужинский и другие известные художники.

История изобразительного искусства в Воронежском крае имеет давние традиции. Имена немногих художников сохранило для нас время. Известно, что в 1835 году в Воронеже художником Федором Чуриковым — историческим живописцем и портретистом — была организована Рисовальная школа.

В 40-е годы Х1Х века известностью пользовались работы Ивана Шевцова — создателя портретов воронежских купцов, мещан, крестьян.

В 50-е годы Х1Х века широкой популярностью в кругах ученых этнографического и географического обществ России имели работы Сергея Павловича Павлова, преподавателя рисования Воронежского кадетского корпуса.

Яркой личностью в художественной и культурной жизни г. Воронежа 70-х и 90-х годов Х!Х века становится Лев Григорьевич Соловьев. Он оставил о себе благодарную память как мастер иконописного дела, художник-иллюстратор, автор живописных произведений, но более всего он известен как талантливый педагог, на протяжении четверти века руководивший Воронежской бесплатной школой рисования и живописи, открытой в 1893 году. Большим авторитетом пользовался также один из основателей этой школы и ее педагог М. И. Пономарев.

Следует упомянуть также имя простого учителя рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. А. Евсеева, который раскрыл талант таких художников, как А. В. Куприн,

И. А. Машков, С. М. Родионов.

Не угасала художественная жизнь Воронежа и в первые годы после Октябрьской революции. Об этом красноречиво свидетельствует художественная выставка 1917 года, в которой приняли участие 17 живописцев, скульпторов и архитекторов, а также открытие в 1918 году выставки произведений молодых художников и конкурса на создание революционного плаката.

Художественно-педагогический и руководящий состав Воронежского художественно-промышленного техникума,
май 1924 г. Нижний ряд, слева направо: Романович С. (педагог), Бучкури А. (педагог), Жданов В.А., Поскребаева
(руководитель коврового дела), верхний ряд, слева направо: Ильинский А.И. (художник-керамист), Бессарабов
Б.А. (директор), Трофимов В.П. (педагог живописи).

Самым значительным событием стало открытие в г. Воронеже в 1919 году Свободных художественных мастерских — филиала Московского ВХУТЕМАСа, ставшего центром художественной жизни города.

В 1923 году мастерские были преобразованы в Воронежский художественный техникум с декоративным, скульптурным и керамическим отделениями, куда переместился центр художественной жизни. Заметно активизировалась выставочная деятельность.

Художественно-промышленный техникум 1924 г.

Открытая в 1925 году художественная выставка была посвящена двадцатилетию первой русской революции. Свои творческие достижения на ней продемонстрировали

И.И. Бессарабова, А.П. Васильев, М.Г. Менин, С.М. Романович и многие другие художники.

С возникновением в 1922 году первой творческой организации Ассоциация художников революционной России (АХРР, 1922 – 1928), объединившей старшее поколение художников, а также Объединения молодежи Ассоциации художников революции (ОМАХР), сплотившей молодые творческие силы, художественные выставки проводились ежегодно. Из активных участников следует отметить руководителей ОМАХР К. М. Стаховского и A.M. Балашова, а также Л. И. Бабину, Г.Н. Антонову, М.П. Бакалинскую, С.Д. Легеню, А. И. Писарева, В. Я. Скляр, В. В. Бледных. Воспитанию молодых художников много сил отдавали А. А. Бучкури, С. М. Романович, В. И. Трофимов, В. М. Валукинский.

В 1929 году художественный техникум был переведен в Тамбов, поэтому выставочная деятельность молодежи потеряла былой энтузиазм и постепенно затихла. Хронологически события художественной жизни Воронежа развивались в общем русле, характерном для крупных городов нашей страны.

Постановления ЦК КП(б) от 23 апреля 1932 года «0 перестройке литературно-художественных организаций» активизировало деятельность воронежских художников.

Летом 1932 года в зале Музея Революции состоялось общегородское собрание художников (около 50 человек), избравшее инициативную группу из пяти человек, в состав которой вошли В. М. Козловский, А. П. Васильев, О.Ю. Венцковский, С. Н. Харкович, Н. Г. Илюшин.

По образцу Всероссийского кооперативного объединения художников в Москве возникло Воронежское производственно-творческое товарищество «Художник» под председательством директора краеведческого музея С.М. Козявкина.

Праздничное оформление города к 15-летию Октября явилось первым активным выступлением художников новой организации, широко комментированное прессой.

К этому времени возникло Оргбюро Союза советских художников, которое произвело учет всех художников Центрально-Черноземной области. Труд его увенчался открытием в Воронеже 13 ноября 1933 года первой областной выставки «Художники ЦЧО за 16 лет», разместившейся в залах здания Дворца культуры.

Первый областной слет художников ЦЧО 1933 г

На первом областном слете художников Воронежа, Орла и Курска, собравшихся во Дворце им. Карла Маркса, при широком участии руководства области и общественности был подведен итог выставки как события огромной значимости в консолидации творческих сил.

Писатели М. Подобедов, В. Песков, Л. Плоткин приняли участие в популяризации выставки на страницах газеты «Коммуна», известившей 20 декабря 1933 года об организации «Союза художников ЦЧО» и об избрании правления из 17 человек. В президиум от Воронежа были выдвинуты А. А. Бучкури, Б.В. Лавров, С.М. Козявкин, И. Черенков. Возглавил правление журналист Терентьев, вскоре сдавший свои полномочия А. С. Аллахвердянцу. Так начиналась история возникновения коллектива Воронежского отделения Союза художников России.

А.С. Аллахвердянц, А.А. Бучкури, Б.В. Тимин.

В списке наиболее активных художников этого времени следует назвать А. А. Бучкури, Б. В. Тимина, А.П. Васильева, В. М. Козловского, В. В. Белопольского, К.М. Стаховсхого,

С. Д. Легеню, Л.П. Столыгво, Н. П. Юргенсон, Б. В. Лаврова, В. Н. Авдеева, Д.А. Колосова,

В. Ф. Буримова.

Персональная выставка А.А. Бучкури, посвященная 30-летию его творческой деятельности в 1936 году, была большим художественным событием тех лет.

Ярмарка. А.А. Бучкури. 1916

В творческом формировании молодых художников значительное место занимал Музей изобразительных искусств, открытый в 1933 году, с которым в тесном контакте на протяжении многих лет работают воронежские художники по настоящее время.

Серьезным смотром творческих сил коллектива стала областная тематическая выставка «Двадцатилетие освобождения Воронежа от белых банд» в 1939 году. Картины на историко-революционную тему, портреты, пейзажи, батальные произведения свидетельствовали об интересе художников к различным жанрам.

Заметный рост творческих сил позволил воронежцам участвовать в крупных центральных выставках, таких, как «Произведения художников РСФСР старейшего поколения» 1940 года (участвовали А.А. Бучкури и Л.П. Столыгво), выставка «Произведения художников периферии» 1940 года, Всесоюзная выставка 1940 года (участвовал В.Ф. Буримов), «Молодые художники РСФСР» 1941 года (участвовали К. М. Стаховский и Б. В. Тимин).

В 1938 году в Воронеже открылось художественное училище. Здесь начали творческую биографию художники Б.В. Алексеев, Н. К. Быков, Н. М. Пичугин.

На грозные события военных лет с первых дней откликнулись художники А. П. Васильев, Ю. Ю. Венцховсхий, С.Д. Легеня, Б.В. Тимин, А. Т. Хазаров. В городе регулярно появлялись «Окна ТАСС». Плакаты массовым тиражом отправлялись в места боев Юго-Западного фронта, за что коллектив художников получил благодарность политуправления Юго-Западного фронта. В редакциях фронтовых газет работали В. М. Козловский, С.Д. Легеня, Б.В. Тимин, вносившие свой труд в общее дело победы.

После освобождения Воронежа от оккупантов в 1943 году наступила новая полоса напряженной творческой работы в нелегких условиях. Уже в 1944 году была открыта первая послевоенная выставка с участием художников — фронтовиков, а затем областные выставки стали проводиться ежегодно. В организационной и творческой работе ведущее место принадлежало группе старшего поколения, в числе которой были А.П. Васильев, В.Ф. Буримов, В.Р. Воскресенский, В.В. Белопольский, Д.А. Колосов, А. Г. Хазаров, Д. Г. Черских.

К концу 40-х годов творческую жизнь Воронежа оживил приток молодых сил. В коллектив влились Б. В. Алексеев, М.И. Лихачев, П. А. Комолова, В. К. Комолов, Г.А. и Б.А. Гончаровы, А. С.Мещеряков. В 1947 году была подготовлена юбилейная выставка, в экспозиции которой были помещены произведения около сорока художников. С нее на республиканскую, а затем и на всесоюзную выставку ушла первая работа М.И. Лихачева «Наши пришли». В 1949 году картина М.И. Лихачева «За героиню» экспонировалась на республиканской и всесоюзной выставках от Союза художников г. Воронежа.

Наши пришли. М.И. Лихачев. 1947

Благотворно влияла на молодых художников совместная работа с опытными художниками А.Д. Колосовым, А.П. Васильевым, Д. Г. Черских у берегов Дона на импровизированной творческой даче хутора Остального. И в результате коллектив воронежских художников выглядел наиболее сильным на межобластной выставке Воронежа, Тамбова, Пензы в 1952 году. Тематическое и жанровое многообразие произведений, рост профессионального мастерства позволил воронежцам занять ведущее место и на выставке художников десяти областей Центральной России и Мордовской АССР, состоявшейся в Воронеже в 1955 году и подводившей итог первого послевоенного десятилетия.

А.М. Герасимов, М.И. Лихачев, В.К. Комолов, Д.А. Колосов.

Однако на выставках преобладали произведения живописцев и скульпторов, редкими были рисунки, и полностью отсутствовала печатная графика. И только создание и оборудование графической мастерской в конце 50-х годов позволило расширить границы творчества. Создалась секция графики, в которой каждый имел возможность работать в своем жанре и материале. Г.Л. Алексеев предпочитал ксилографию. В. В. Владиславский — рисунок и плакат, В. А. Пресняков — линогравюру, О.А. Турбин — офорт.

В пятидесятые годы в Союзе художников произошла смена поколений. В связи с этим лидерство переходило к художникам, родившимся в конце 1910-х и 1920-х годах. Именно тогда формируется та группа художников, которая была дополнена притоком молодежи 60-х годов и составила ядро коллектива на последующие годы. Это М. И. Лихачев, В.П. Криворучко, Ю. Ф. Внодченко, А.П. Еременко, К. Н. Успенская, В. В. Шаврин, Н. М. Пичугин, В. К. Комолов, П. А. Комолова, М. Ф. Фролов, Ю.Л. Дьяков, З.Е. Попов, Е. В. Хорошилов, В. А. Пресняков, М. Ф. Ахунов, В. Т. Лосев, А.С. Мещеряков, П.Д. Пономарев, Б.С. Шамардин, А. П. Давыдов, П. И. Майоров, Г. Л. Алексеев.

Выдающимся событием в творческой жизни Союза художников стало участие в республиканской выставке 1957 года коллектива из 19 воронежских художников, представивших 35 произведений. Его удостоились Б.В. Алексеев, В.Ф. Буримов, Ю.Ф. Внодченко, Г.А. Гончаров, Б. А . Гончаров, А.П. Еременко, Ю.П. Дьяков, В. К. Комолов, М.И. Лихачев, А. С. Мещеряков. Р.М. Москаленко, Н.М. Пичугин, З.Е. Попов, В. А. Пресняков, О.А. Турбин, К.Н. Успенская, М.Ф. Фролов, А.Г. Хазаров, В. В. Шаврин.

Переправа. П.А. Комолова. 1950

В это время на учете в Союзе художников состояло 17 членов и 21 кандидат.

Воронежское отделение СХ 1950-х годов.

В 1958 году воронежские художники готовилась к ответственной выставке — декаде воронежского искусства в Москве, но она была развернута только в залах Воронежского музея изобразительных искусств. По итогам этой выставки М. И. Лихачев первым из коллектива Союза художников получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Значительным явлением в художественной жизни России стали регулярно проводимые республиканские выставки «Советская Россия», в которых воронежские художники принимали активное участие.

В последующие годы событиями, подводящими итоги творческой жизни художников и являвшимися отправными точками в их дальнейшей работе, стали зональные выставки «Край Черноземный». Первая из них состоялась в 1964 году в Воронеже в музее изобразительных искусств. Эта выставка объединила художников семи областей: Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской. Курской, Липецкой, Тульской. На ней были представлены произведения 35 членов Союза художников Воронежа. По творческой активности воронежские художники проявили себя на высоком профессиональном уровне, что было отмечено в прессе.

Лыжники на Пионерской горке. З.Е. Попов. 1968

В 1969 году на зональной выставке в Курске приняли участие 48 членов и кандидатов в члены Союза художников Воронежа (из них 23 живописца, 6 скульпторов, 23 графика, 5 художников декоративно-прикладного искусства и 2 художника монументально-декоративного искусства. Помимо уже известных художников в поле зрения художественных критиков вошли новые живописцы Н.П. Сочнев, В. И. Щедрин, скульптор О. П. Толмачев, график М. Ф. Ахунов.

Итогом напряженного творческого труда стала 4-ая зональная художественная выставка, проходившая в конце 1974 — начале 1975 годов в Орле, в которой приняли участие 53 художника Воронежа. Она продемонстрировала и общий профессиональный рост, и возросшую творческую зрелость ее участников.

Тематическую направленность произведений Черноземного края определила работа в творческих группах. Воронежские художники работали на Курской магнитной аномалии (руководитель А. И. Курнаков из Орла), на Новолипецком металлургическом комбинате (руководитель О.Д. Гришко из Липецка) и в колхозе «Ведуга» Семилукского района Воронежской области (руководитель Ю. Ф. Внодченко из Воронежа). По мнению искусствоведов, художники этих групп составили ядро выставки, и тем самым подтвердили плодотворность такой организации труда в творческих коллективах.

За активную работу в повышении культуры на селе Секретариат Союза художников РСФСР наградил правление Воронежского Союза художников Почетным дипломом I степени.

60-ые – 70-ые годы были благоприятными для развития художественной культуры Воронежского края.

К 30-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне архитектурный облик Воронежа украсили первые монументальные памятники Ф. К. Сушкова, установленные на площади Победы в центре города, и мемориал Славы у Вечного огня на Задонском шоссе.

Памятник Славы. Ф.К. Сушков.

Скульптором А.А. Толмачевой, архитектором Л.М. Яновским и художником-монументалистом Ю. В. Утенковым к этой дате 6ыл создан величественный мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм». Много творческих сил для увековечения памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне, отдали скульпторы А. А. Толмачева, О. П. Толмачев, А.С. Мещеряков, В. К. Мельниченко, Ф. К. Сушков, работая над монументальными «Памятными знаками воинской славы»» для Воронежа, многих районов нашей области и за ее пределами.

Чижовский плацдарм. А.А. Толмачева

Вниманию к традиционным, но забытым видам народного искусства, их возрождению Воронеж обязан большому знатоку декоративно-прикладного искусства — художнику

П.Д. Пономареву, который в 1995 г. внесен в книгу Почетных граждан города. Художники

З.П. Суворкова и Н.Ф. Суворков положили начало развитию рамонской керамики.

Была возрождена традиция Воронежа как центра художественного образования. Открытая в 1967 году Детская художественная школа стала воплощением мечты Е.М. Романовской, руководившей в городе многие годы молодежной студией, которая открыла дорогу в искусство многим воронежским художникам.

Воронежский Союз художников способствовал открытию в 1974 году Воронежского художественного училища и в 1994 году — факультета живописи Воронежского государственного института искусств (в дальнейшем – Воронежской академии искусств). В Воронежском государственном педагогическом университете была открыта кафедра изобразительного искусства, которая стала готовить педагогов по изобразительному искусству.

На больших зональных смотрах «Край Черноземный» 80-х — 90-х годов, состоявшихся в Брянске и в Воронеже, были расширены границы творчества художников. Особо следует отметить, что 80-ые годы в среде воронежских художников стали временем расцвета искусства плаката. Это красноречиво доказывало выступление большой группы талантливых плакатистов во главе с А.Е. Смирновым на зональных и республиканских выставках.

Заметно вырос круг художников декоративно-прикладного искусства. Рядом с известными фамилиями З.П. Суворковой, Н. Ф. Суворкова, Л.Д. Пономарева появились новые имена (А. В. Долгачев , В. В. Коровников , П.О. Коршунов, С.Е. Муравьев, И. В. Муравьева, Э.Г. Плотников). В Воронеже возродились такие виды творчества, как гобелен, моделирование тканей, керамика. В Воронеже и в России стали известны мастера монументально-декоративного искусства В.Д. Клепинин , Ю. В. Утенков , Л. И. Утенкова.

В 1980-е годы значительно возросла творческая деятельность художников, о чем свидетельствует участие живописцев, графиков, плакатистов, художников декоративно-прикладного искусства в многочисленных художественно-тематических выставках всесоюзного и республиканского значения, в зарубежных выставках Западной Европы и восточных странах. Успех воронежских художников, участвующих в различных конкурсах, и полученные на выставках дипломы подтверждает высокий уровень творчества..

В эти годы заметно расширился состав всех творческих секций Воронежского Союза художников. В него постепенно вошли живописцы, графики, плакатисты, художники декоративно-прикладного искусства, скульпторы, художники монументально-декоративного искусства и дизайна, художники театра.

В 1982 году началось строительство художественно-производственного комбината под руководством председателя Воронежского Союза художников А. Е. Смирнова, успешно завершенное в 1987 году, возведена пристройка к музею им. И.Н. Крамского (ныне выставочный зал музея); а также был открыт Выставочный зал и Художественный салон по ул. Кирова, 8.

В 1984 году к 50-летию Воронежского Союза художников его коллектив насчитывал 57 членов Союза художников СССР.

Секция художников-графиков являлась самой большой в коллективе не только по численности, но и по активности работы в различных видах графического искусства. М. Ф. Ахунов являлся самым активным участником выставок всех уровней в России и за рубежом. Его произведения всегда узнаваемы по строгому композиционному построению, четкому рисунку и красивой серебристой поверхности листа линогравюры.

Путь художника к этому призванию был проложен неустанным творческим трудом. Работа в печати позволила М.Ф. Ахунову глубоко освоить специфику и технику графики. Основным материалом для него стала гравюра на линолеуме. Первые произведения были посвящены труду башкирских нефтяников, городу Воронежу. Работы М.Ф. Ахунова «Индустрия Черноземного края» — свидетельство самобытного графического стиля. В последующих циклах графики «Хлеб», «Колокола России», «Наследие» прослеживается камерность, поэтичность, раздумье.

Произведения В.А. Преснякова более разнообразны по используемой технике (линогравюра, литография, карандаш). Мягкую лиричность, гармонию пластики и пространства в произведениях на тему «Воронеж» Владимир Алексеевич пронес через всю свою творческую жизнь. В произведениях «Воронеж 1685 года», «Воронеж 1943», «Воронеж 1970» каждый графический лист оригинален и совершенен. Творческая деятельность В.А. Преснякова была связана с Центрально-Черноземным издательством. Его иллюстрации к произведениям А.В.Кольцова, И.С.Никитина, И.А.Бунина вошли в сокровищницу русской культуры.

Художникам-графикам Н. И. Литвиненко, В. Ф. Куранда, И. А. Тарасову, Б. В. Янину неоднократно на престижных международных выставках плаката присуждались первые места.

Плодотворно работали воронежские скульпторы Ф.К. Сушков, А.С. Мещеряков,

А. А. Толмачева, О. Л. Толмачев, В.К. Мельниченко, решая задачи большого масштаба. Их монументальные памятники, украшающие наш город, торжественны, величественны и исполнены большой художественной выразительности.

Участие многих членов Союза художников Воронежа в многочисленных центральных и зарубежных выставках и конкурсах в 1986-1987 годах свидетельствует об их широком творческом диапазоне и мастерстве.

Воронежские художники имели успех на таких выставках, как Республиканская выставка «Молодость России»; Международная выставка плаката «За мир, гуманизм и социальный прогресс»; первая Всесоюзная выставка станковой графики; Международная выставка «Интерграфика — 87 (ГДР)»; VIII Всесоюзная выставка акварели; VII Всесоюзная выставка плаката; Республиканский конкурс плаката; Международная выставка плаката (ЧССР); Всесоюзный конкурс, посвященный 70-летию ВЛКСМ «Перестройка и мы»; Всесоюзная выставка эстампа; Международная выставка социалистических стран; Выставка конкурсного плаката советско-кубинской дружбы (Гавана); Республиканская выставка «Интерьер и натюрморт».

Творческая активность художников подтверждается их достойным участием в «Восьмой выставке произведений художников России» в 1993 году в Москве.

Воронеж. Эскиз к картине. В.П. Криворучко. 1993

Начиная с 1995 года творчество воронежских художников протекало в непростой обстановке, в преодолении общих трудностей перестроечного периода. Отсутствие государственных заказов и конкуренция с частными художественными фирмами значительно осложняли творческую жизнь. В коллективе происходила смена поколений. Уходили из жизни авторитетные художники, которым долгое время принадлежало ведущее место в творческой и выставочной деятельности: А.П. Еременко; Заслуженный работник культуры и Лауреат Государственной премии Сергия Радонежского, первый Почетный гражданин Воронежа В.П. Криворучко; Народный художник России, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации М. И. Лихачев; Заслуженный художник России, Почетный гражданин Воронежа П. Д. Пономарев; Заслуженные художники России Ю.П. Санин, М.Ф. Ахунов, Н.Б. Василенко, Ю.Ф. Внодченко; Почетный гражданин Воронежской области Ф.К. Сушков.

Трудовой день окончен. Ю.Ф. Внодченко. 1972

Год за годом небольшими группами в общий творческий поток Воронежского Союза художников вливалась талантливая молодежь, выпускники из ведущих вузов страны: Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, Российской академии художеств; Московского государственного академического художественного института им В.И. Сурикова; Московского технологического института; Московского высшего художественно-промышленного училища; Харьковского художественно-промышленного института, Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища им. В.И Мухиной; Курского и Орловского педагогических институтов, Воронежской академии искусств.

Седой Байкал. Е.Б. Хорошилов

В послеперестроечные годы воронежские художники не снижали своей активности, принимая участие в проведении областных тематических вернисажей.

В октябре 1995 года состоялось открытие выставки «Россия Бунинская», вызвавшей большой интерес общественности. Премиями спонсоров города и области были отмечены произведения В.А. Преснякова за цикл иллюстраций к произведениям И. Бунина, В.А. Жукова — за серию пейзажей нашего края, В.Е. Шпаковского – за произведение «Идущие».

В 1997 году Воронеж, как «колыбель русского флота», торжественно отметил 300-летие образования российского флота. В Воронежском художественном музее им И.Н. Крамского Союзом художников Воронежа была открыта выставка «300 лет русскому военному флоту». В ней приняли участие 90 художников, которые представили 350 произведений различных видов и жанров изобразительного искусства. Открывал выставку плакат А.Е. Смирнова «300 пет Российскому флоту».

Значительность исторической даты вызвала у многих художников интерес к работе над сюжетными произведениями, подсказанными темой выставки.

К широкому участию в выставке была привлечена молодежь, произведения которой заняли значительное место в экспозиции. Их имена в дальнейшем достойно прозвучали на центральных региональных и республиканских выставках, эти художники были приняты в члены Союза художников.

В 1997 году «первым общенациональным смотром искусства страны» после долгих лет, прерванных перестройкой культурных процессов, называли грандиозную Всероссийскую художественную выставку, посвященную славной дате — 850-летию Москвы. Участвующие в этой выставке воронежские художники А.Е. Смирнов (плакат) и М.Ф. Ахунов (8 листов из серии линогравюр «Москва — столица России) были награждены медалью в честь 850-летия Москвы, а один из листов М.Ф. Ахунова «Над Москвой» помещен на обложке столичного журнала «Художник». Кроме того, М.Ф. Ахунов был награжден серебряной медалью Российской Академии художеств и Почетной грамотой России «За вклад в развитие графического искусства».

22 сентября 1997 года в Москве открылась крупная Региональная выставка «Центр России», которая подвела итоги работы художников за шесть лет. На выставке экспонировались произведения 67 художников из Воронежа во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Трудно перечислить всех участников областной выставки «Край Черноземный» 1998 года, однако следует отметить тех, кто определил лицо экспозиции, — это А.В. Богачев и В.М. Богачева. Триптих А.В. Богачева «Бабье лето» — произведение большого гражданского звучания.

Бабье лето 1941 мама Богачев А.В. 1995-2005

Активное участие в торжественном праздновании дня рождения нашего земляка, классика литературы XX века Андрея Платонова приняли М.Ф. Ахунов, В. Т. Лосев, А.Е. Смирнов. Ярким событием в памяти тех дней осталось открытие монументального памятника Андрею Платонову авторов И.П. Дикунова и Э.Н. Пак.

Памятник Андрею Платонову. И.П. Дикунов и Э.Н. Пак.

Большое значение по популяризации творчества воронежских художников имеет работа культурно-выставочного центра, объединяющего два выставочных зала на ул. Пушкинской, 7 и ул. Кирова, 8. Проводимые здесь выставки пользуются большой известностью в городе и стали неотъемлемой частью культурной жизни Воронежа. Это персональные, групповые, тематические выставки, весенние, осенние вернисажи, которые проводятся ежегодно.

Воронежский Союз художников проводил обменные выставки с художниками Курска, Липецка, а также с художниками из Соединенных Штатов Америки (штат Теннеси). В Воронеже были организованы персональные выставки московских художников О.И. Ардимасова и И.Т. Овасапова, художников Подмосковья («Подмосковные вечера»).

Появились новые формы проведения выставок: выставки «Родной Воронеж» и «Поэзия русского пейзажа» сопровождались чтением стихов воронежских поэтов. В дни проведения выставок в стенах выставочных залов прошли циклы музыкально-поэтических вечеров, в проведении которых участвовали солисты областной филармонии и театра оперы и балета, артисты Академического театра драмы им. А. Кольцова.

Начало XXI века в художественной жизни России ознаменовалось открытием многочисленных тематических выставок. Во Всероссийской выставке «Имени твоему» (г. Москва), посвященной 2000-летию Рождества Христова, принимали участие 29 воронежских художников, представивших различные виды изобразительного искусства.

Необычайным по своей значимости событием в Воронеже в мае 2003 года стало проведение в городе праздника Дня славянской письменности и культуры в память церковного и государственного деятеля, первого епископа Воронежского Митрофана. Торжественно был открыт монументальный памятник Святителю Митрофану, выполненный скульпторами И.П. Дикуновым, М.И. Дикуновым, Э.Н. Пак и архитектором В.П. Шевелевым.

Выставка «Наследие» была развернута в областном художественном музее им. И.Н. Крамского. В состав её участников от Воронежа вошли более 100 мастеров различных жанров изобразительного искусства, из них 68 членов Союза художников. «Дни славянской письменности и культуры – событие, способствующее возрождению Отечества, национального духа, духовно-нравственного совершенства» (отец Василий Попов). На этой выставке были представлены художественные произведения разных видов, техник и жанров, ведущее место заняла православная славянская тематика, в том числе иконопись, храмовое искусство. Экспозицию украсила звонница из 9 колоколов Е. Галанина. Опираясь на традиции русской иконописи, воронежские иконописцы создали ряд незабываемых образов.

На IX региональной художественной выставке «Художники центральных областей России» 2003- 2004 гг. и на X Всероссийской художественной выставке «Россия» 2004 принимали участие воронежские художники.

Представительно выглядел список участников Международной выставки 2005 года «Победа», посвященной военной теме.

После 13 лет со времени проведения последней Всероссийской выставки плаката, «смутного, трудного времени», Воронежу была предоставлена честь устройства в залах областного художественного музея им. И.Н. Крамского очередной VII Всероссийской выставки произведений этого вида искусства под названием «Верим в будущее». Эта выставка вызвала интерес у зрителей.

В начале XXI века в состав Союза художников России вошли: С.В. Апарин, И.А. Бондарев, В.И. Ващенко, В.А. Гладнев, И.В. Ворошилина, Н.В. Добрынина, А.В. Горлищев, М.И. Дикунов, В.В. Зибров, С.В. Зиненко, Р.В. Знатков, В.Ф. Кикот, М.А. Кривцова, В.Н. Мириленко, А.В. Михин, В.М. Мануковский, М.Д. Петров, И. В. Петропавловский, Н. И. Пономарева, Д.В. Савинков, Д.К. Фисунов, А.П. Ходюк, Н. А, Ходюк, Е.Д. Щеглов, В.Н. Щеглов, Ю. А Кузенкова.

Заметной особенностью развития творчества художников в последние годы стало то, что многие из них, получившие уже известность как мастера графики или декоративно-прикладного искусства, с увлечением работают как живописцы, расширяя свой творческий диапазон.

В Москве на открывшейся в 2007 году выставке «Молодые художники России», посвященной 250-летию Российской Академии художеств, приняли участие молодые художники Воронежа – выпускники художественного училища, Воронежской академии искусств.

На Х Региональной художественной выставке центра России, организованной в Ярославле в 2008 году, участвовал 71 член Воронежского Союза художников. Как отмечал выставочный комитет, особое внимание было уделено сюжетной картине, портретному жанру, храмовому творчеству.

Огромный след в художественной жизни России оставила ХI Всероссийская художественная выставка 2009 года, где были представлены картины разных творческих поколений художников. Произведения маститых мастеров кисти, графики и скульптуры России: А.П. и С.П. Ткачевых, Е.И. Зверькова, Д.Д. Жилинского, А.И. Курнакова, Г.Г. Салахова соседствовали с работами нового поколения воронежских художников. Подобное ретроспективное решение обогатило выставку, оно рассказывало о новом времени, новых проблемах, о новом художественном языке.

В 2010 году была проведена выставка «Нить времен», идея которой принадлежала двум молодым выпускникам Государственного академического института им. И.Е. Репина – Н.А. Ходюк и А.П. Ходюку. Собранные вместе творческие произведения выпускников института разных лет: Е.Б. Хорошилова, В. В. Шаврина, Е.С. Жеребцова, И.П. Дикунова, Э.Н.Пак, Л. А. Зориковой, А.В. Богачева, В. М. Богачевой, В. Н. Сидорова, М. А. Кривцовой, Е. Б. Алиевой, О. В. Дмитриенко, объединенные одной идеей – верности реалистической школе, – составили незабываемую экспозицию.

Особым вниманием пользовалась у зрителей живопись, графика и скульптура Натальи и Александра Ходюк. Это молодые художники нового поколения, склонные в своих произведениях к философскому осмыслению сюжетов. Художников отличает живописное разнообразие в разработке цветовых решений: спокойно-вибрирующее, яркое, тонизирующее взгляд, излучавшее энергию жизни.

Подобная групповая выставка «Вспоминая Харьков…» была организована выпускниками художественно-промышленного института Харькова. Более 150 работ живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства составили экспозицию. Украшением выставки стало прикладное искусство, чем славится институт многие годы. Гобелен, витраж, роспись, скульптура, графика, живописные полотна представили Ю.Д. Астапченко, Т.М. Астапченко, Ю.В. Гулевская, В.В. Гончаров, И.А. Гончарова, Ю.В. Утенков, Л.И. Утенкова.

На персональной отчетной выставке В.В. Гончаров показал свои работы, которые он написал в период пребывания в КНР с 2009 по 2011 гг. Его графические листы, созданные акварелью, тушью исполнены четким графическим языком построения, эмоционально передают состояние пейзажей Востока.

К юбилейной дате — 65-летию Победы в Великой Отечественной войне — в мае 2010 года в Воронеже прошла выставка с поэтическим названием «И той весной черемуха цвела…». Живописцы А.В. Богачев, И.И. Бураков, А.П. Давыдов, В.А. Донской, В.К. Знатков, А.М. Курзанов, В.И. Россихин в композициях на тему войны создали выразительные, незабываемые образы. Актуальная тема великого прошлого нашей России всегда была и остается популярной у наших художников.

Шестнадцать членов нашего Союза были ветеранами Отечественной войны. Они воевали, освобождая города и села от фашистов, поднимали из руин Воронеж, творили, возводили памятники павшим солдатам, возрождали Союз художников, открывали выставки, где тематические картины войны и мирной жизни соседствовали с пейзажами и натюрмортами. Ценный материал об этих художниках, которые были пехотинцами, пулеметчиками, связистами, разведчиками собирает ученик М. Ахунова – график Валерий Семенов.

Одним из запоминающихся событий в 2011 году была прошедшая в Белгороде выставка-конкурс «Прохоровское поле», посвященная событиям Отечественной войны. В тридцатку лучших вошли произведения Д.В. Савинкова, М.Н. Мельникова. Первое место за диптих «Иван-да-Марья» присуждено А.С. Золотых.

В ноябре 2010 года в Москве прошла очередная Всероссийская художественная выставка «Молодые художники России», на которой были представлены произведения 11 членов Союза художников Воронежа.

В эти годы был организован целый ряд юбилейных выставок произведений художников разных поколений: В.А. Преснякова, А.С. Золотых, А.З. Лаврина, В.А. Семенова, И.В. Ворошилиной, А.В. Загородных, А.Н. Ячеина, В.К. Знаткова, И.А. Бондарева, Т.В. Пигаревой, В.А. Донского.

Воронежские художники принимают участие в тематических и международных пленэрах.

Высокий профессионализм и рост художественного мастерства, содержательность произведений отмечена на Всероссийской выставке 2012 года «Продолжая традиции…», посвященной 175-летию со дня рождения Н.И. Крамского, нашего земляка, родившегося на воронежской земле, в городе Острогожске.

Знаменитый «Бунт 14», прозвучавший в стенах Академии художеств Санкт-Петербурга в 1863 году, идеологом и руководителем которого был И.Н.Крамской, стал основополагающим в развитии творчества последующих поколений художников. Программа «Товарищество передвижных выставок» — несла новую идею – служения обществу, которая является основой современного искусства и в наше время. Кроме того, И.Н. Крамской не только был идеологом новой подвижнической идеи Служения, он стал первым руководителем объединения художников в единый союз.

Большая заслуга в организации выставки памяти нашего земляка И.Н. Крамского принадлежит Правлению Союза художников во главе с Председателем А.Е. Смирновым, заслуженным художником РФ, заслуженным деятелем искусств РФ.

Плакат «Продолжая традиции…». А.Е. Смирнов. 2012

Участниками Всероссийской художественной выставки 2012 года стали 125 членов Воронежской организации. Самые образные и самобытные произведения живописи, графики, скульптуры, современной иконописи, прикладного искусства разместились в трех выставочных залах – Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, Муниципальном выставочном зале на ул. Кирова и выставочном зале Союза художников на ул. Пушкинская. Во всех жанрах прозвучали голоса разных поколений художников.

Каждая выставка оставляет знаменательный след в жизни общества. Таким событием в 2013 году в Воронеже стала VIII Всероссийская выставка плаката «Россия «Между прошлым и будущим», организованная при поддержке Губернатора А.В. Гордеева и Правительства Воронежской области.

Председатель Союза художников России А.Н. Ковальчук отметил: «Будучи жанром социально-активным, плакат всегда держал руку на пульсе времени во все периоды новейшей истории России». Оригинальность и огромная значимость выставки заключалась в том, чтобы показать развитие плаката в историческом аспекте времени с начала его зарождения в Первую мировую войну, дальнейшее развитие в Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, трудные времена распада СССР, насущность его влияния в дни перестройки и актуальность проблем сегодняшнего дня.

Лучшие плакаты, созданные мастерами графики СССР А.П. Апситом, Д.С. Моором, В.Н. Дени, М.М. Черемных, А.А. Кокорецким, Кукрыниксами были в экспозиции в одном ряду с современными плакатами 80-х, 90-х, началом ХХI- века.

Яркую плеяду воронежцев представляли А.Е. Смирнов (его плакат лег в основу афиши, каталога, выставки), Е.И. Бураков, А.В. Гомозов, В.П. Гомозов, В.В. Гончаров, М.В. Гончаров, И.Н. Горяинов, Н.Т. Лисаконов, Н.И. Литвиненко, В.В. Михеев, В.А. Семенов, В.А. Старилов, В.И. Сумина. Художественная печать неоднократно отмечала лидирующее положение плакатистов воронежской школы во главе с талантливым организатором А.Е. Смирновым. Впервые в 1984 году на зональной выставке «Край черноземный» были представлены работы воронежских художников плакатистов, и в дальнейшем они демонстрировали воронежскую школу плаката в Москве и в других городах России.

Воронежский Союз художников России среди всех других областных Союзов находится в стабильном состоянии благодаря умелому руководству его председателя А.Е. Смирнова.

Члены Воронежского отделения СХ России, художники художественного фонда.

В Воронеже ежегодно с 1940 года по настоящее время проводятся выставка «Весенний вернисаж» посвященная Международному женскому дню 8 марта. Впервые, в далеком 1940 году, в областном Музее изобразительных искусств была организована подобная выставка. Участниц было немного: Н. Юргенсон, Н. Давыдова, Е.Широкова, М. Бокалинская и др. В середине 50-х годов проходила выставка с участием К.Н. Успенской, П.А. Комоловой, Р. М. Москаленко. В феврале 1986 года по предложению К.Н. Успенской открылась выставка в Доме Архитектора «Весенний вернисаж». Участниц было 30 человек, из них шесть членов Союза художников СССР: К.Н. Успенская, П.А. Комолова, А.А. Толмачева, З.П. Суворкова, В.И. Сумина, В.И. Хрисанфова. Первый буклет и вступительную статью о выставке написала искусствовед М.А. Кривцова. Подобная выставка стала знаменательным событием как в жизни нашего Союза художников, так и всего города и области.

Женская выставка в 1940 году.
ля. К.Н. Успенская. 1956 г.

Воронежский Союз художников проводит постоянную работу с молодым творческим поколением. Подготовка групповых выставок начинающих художников совместно с членами Союза, пленэры, занятия в студиях В.К. Знаткова, А.В. Загородных, В.Е. Шпаковского, В.И. Суминой, индивидуальные программы занятий, общение с молодым поколением помогает формировать личность художника нового времени.

Выставки групповые, персональные, областные, региональные, республиканские отражают время развития общества. Они показывают состояние творческого Союза, представляя народу произведения мастеров, сохраняющих традиции русской школы, произведения молодежи – нового поколения, которым предстоит передавать следующему поколению профессиональную российскую школу изобразительного искусства, национальные традиции нашей Родины.

Прокрутить вверх